Комментарии на сайте

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 26 ноября 2012 в 05:08

Беслан Тулатов родился в 1793 году в ауле Нижний Кобан. Отец его, Сырхау, имел большую семью – пять дочерей и трех сыновей: Сохуга, Османа и Беслана. Последний был младшим. Сырхау считался самым богатым не только в Тагаурии, но и во всей Осетии алдаром. Десятки тысяч голов овец и крупного рогатого скота имела его семья. Тулатовы из года в год увеличивали и приумножали свои несметные богатства, которые с переселением на плоскость еще больше увеличивались. Семья Сырхау пользовалась уважением и доверием среди местных властей.
Беслан Тулатов, которого архивные документы 40–60-х годов XIX века рисуют как восходящую звезду на местном административно-управленческом небосклоне, как надежду и защитника интереса не только рода Тулатовых, но и всего осетинского алдарства, действительно был почитаем в кругах «главных осетинских и ингушских начальников»
Полковник Нестеров во время встречи с посланцами Тулатовых ознакомил их с предписанием высшего начальства и предложил им землю для переселения аула на правом берегу Терека, в 17–20 верстах от Владикавказа. Массив примерно в 3,5 тысячи десятин, принадлежавший гарнизону крепости Владикавказа и служивший в качестве поля для сенокоса, комендант обещал отвести алдарам на вечное и потомственное владение взамен отошедшей к казакам Владикавказской станицы (4835 дес.).
Переселение аула было проведено быстро. Но из 150 дворов перебралось всего 27. Люди категорически отказались следовать за ним, мотивируя этот отказ желанием бороться за свои земли ценою собственных жизней и не дать казакам ступить на них. Лишь 10 дворов ближайших его родственников и 17 дворов холопов и кавдасаров, находившихся в сильной личной зависимости, стали вместе с ним основателями нового аула Тулатовых на новом месте. Так весной 1847 года было основано поселение, ставшее аулом Беслана Тулатова, а со временем – городом Бесланом
Из многих фактом жизни Беслана в  ранний период его истории хочется отметить одно обстоятельство – неуемную тягу жителей к знаниям, отмеченную современниками. В то время, как во многих населенных пунктах Осетии школ не было вовсе, в Беслане в 1903 году решили построить третье медресе
Под строительство медресе община выделила 4 десятины земли. Газета «Казбек» писала по этому поводу: «Судя по утвержденному проекту беслановское медресе будет одним из красивейших сооружений такого типа во всей плоскостной Осетии». Два других медресе – одно для мужчин, второе для женщин были построены раньше.

0

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 8 июня 2012 в 07:31

В 1907 году была построена новая каменная мечеть, на том же месте, где с 1847 года стояла деревянная. Об этом содержатся записи в следующих архивных данных ЦГА РСО-Алания:
1.Рапорт временного губернатора Терской области, вх.№268221: Тулатовского Сельского Общества о постройке мечети в их селении. В ознаменовании благополучного избавления от покушения на жизнь его императорского величества государя императора Николая II:«Докладываю Вашему превосходительству, что за такое начинание жители сел. Тулатовского достойны похвалы. Мечеть их пришла в совершенную ветхость и поэтому таковая должна быть построена новая. Смету и план постройки представляю дополнительно по поручению от старшины селения»
2. Центр Гос.архива, письмо от 21.11.97,  исх.№113, за подписью директора ЦГА РСО-Алания О.Г.Митривели: «Председателю Совета мусульманской общественности г.Беслана РСО-Алания. Согласно архивного фонда мусульманская общественность (организованная) существует с 1907 года в с.Тулатово, ныне г.Беслан. По просьбе мусульманской общественности Тулатово в 1907 году император Николай II разрешил строительство каменной мечети. Основание: фонд 11, опись 62, дело 425, л.л.27,28,29».
Из тех же архивных данных ЦГА РСО-А следует, что в 1852 г. 75% осетин (42 населенных пункта Северной Осетии) составляла его мусульманская часть
После изъятия мечети у бесланцев, в различные годы Советской власти она использовалась по-разному. Здесь была библиотека, затем кинотеатр, концлагерь для немецких военнопленных, сельхоз выставка и молзавод.
Беслан играл большую роль в исламской жизни осетинского общества. Кроме того, что род Тулатовых был одним из самых влиятельных и уважаемых не только в Осетии, но и в соседних регионах, но кроме того Тулатовы были из тех самых тагаурцев, которые наиболее активным образом поддерживали имама Шамиля и являлись проводниками его политики в Осетии в период Кавказской войны, среди которых были Кази-Магомeт Дударов — тагаурский алдар — наиб в Галашках, в апреле 1846 года перешедший на сторону Шамиля. Также Дударов Карасе – тагаурский алдар, сын Инала, владелец аула Иналово, в 1857 году ушел к Шамилю; Цыппу Такаев (Таки Чопа) –  выходец из с. Фаллагкау, предводитель гудских абреков, возглавлял отряд осетинских абреков, служивших у имама Шамиля.

0

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 17 мая 2012 в 06:06

Жительница г.Беслан, Валентина Тедтова в беседе со мной рассказала, что первым муэдзином в новой каменной мечети Беслана был ее дед – Тедтов Урус, а отец Уруса – Тызыхъо совершая хаддж сделал такое дуа (мольбу) Аллаху, чтобы Он забрал его душу в этой дороге (в хаддже). Так и произошло. Тызыхъо Тедтов умер по дороге в Мекку, в Турции, где и был похоронен.
В 2001году проводилась реставрация и восстановление бесланской мечети по инициативе мусульман города и при поддержке администрации местного самоуправления. Подрядчиком строительства выступала организация возглавляемая Торчиновым Аля, АО «Нарт». В 2002году реставрация была остановлена по «неизвестным» причинам
Сам Торчинов, в разговоре со мной сказал: «Я мусульманин, но я хочу быть таким мусульманином, каким были мои отец, мой дед; хочу верить в того Аллаха, в Которого верили они». Дед Аля Торчинова –Умархан Торчинов – до революции был муллой г.Беслан. Брат деда – Биска Торчинов, о котором написано в книге «На сопках Манчжурии», как об участнике русско-японской войны был офицером царской армии и вместе с другими беслановцами он также принимал участие в строительстве мечети, о чем есть архивные документы описывающие сбор денег на строительство мечети.
Отвечать же на мой вопрос о конфликте с властью Аля не стал, мотивируя прекращение работ тем, что нет денег на дальнейшую реставрацию. На самом же деле все обстояло не так. И по сей день найдется не один желающий финансировать работы, но проблема в другом. Под предлогом «ваххабизма» власти негласно приостановили вопрос о бесланской мечети. Средства, которые были выделены из бюджета в размере 100 тысяч рублей были освоены при строительстве. После посещения объекта одним из чиновников республиканского Правительства, который заявил тогда: «Тут не будет мечети, а будет историко-краеведческий музей», строительство было законсервировано
И по сей день беслановская мечеть стоит в ожидании, когда же в ней начнут возносить хвалу Создателю всего сущего. Аллах – Знающий, когда это произойдет, а пока Беслан полным ходом наращивает производственные мощности в алкогольной промышленности. На сегодняшний день в Беслане насчитывается 37 водочных заводов, спаивающих не только Россию, но и весь мир. Удивительны ли после этого наказания, которые ниспосылает нам Всевышний? Каждому необходимо призадуматься об этом. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее…» Коран, с.16, а.77
В Беслане также была церковь, которую разрушили советские власти в 30е.гг. Современный монастырь, расположенный на территории бесланского железнодорожного вокзала появился уже в 90-е годы, после развала СССР.

0

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 19 марта 2012 в 10:42


Аул Беслана рос медленно. До самой смерти его основателя количество дворов здесь сравнительно мало прибавилось. Видимо личность Беслана пугала многих крестьян. Молва о его крутом нраве всегда доходила до отдельных районов Осетии и потому никто не решался обосноваться в его ауле. В 1850 году здесь было 34 двора, в 1866 – 62, в 1880 – 107, в 1886 – 168, в 1900–249 и в 1917 году – 395 дворов
Результаты политики «разделения и властвования» не ушли в прошлое вместе с историей, но плоды этих идей до сих пор приносят дивиденды многим «радетелям мира и спокойствия на Кавказе», а от их последствий нам не скоро еще предстоит оправиться. И сегодня, уже в современной России, этот метод не только не забыт, но и взят на вооружение.
Однако, в прошлом, российские чиновники использовали также и весьма экзотические пути для «налаживания» мирных отношений: «опытные эксперты предлагали соблазнять коварных дикарей роскошью и пьянством или же, на худой конец, музыкой. Последний проект, начинавшийся словами: «В глубокой древности уже было известно, что музыка, производя приятное впечатление на слух, смягчает человеческие нравы», был написан каким-то коллежским советником из Петербурга. Как и многие авторы подобных опусов, он ни разу не бывал на Кавказе и уж тем более в среде горцев.

0

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 1 марта 2012 в 19:39

Применительно к горцам того времени эти опусы выглядят достаточно смешно, но улыбка наша приобретает форму гримасы, когда мы увидим, что именно эти методы сегодня приносят «положительные» результаты. Все это в комплексе с влиянием инородной культуры в ее искаженном виде явилось и остается мощным фактором по расслоению нашего общества, растворению горских обычаев адата, искажению религии предков и привнесению в нее новшеств, вымиранию традиций и культуры населяющих народов и по сей день
В данном вопросе мне хотелось бы обратить внимание, что принцип «разделяй и властвуй» сегодня интенсивно используется в среде нас самих. Осетин постоянно делят на мусульман и христиан, не говоря уже о том, что христианами мы даже по существу являться не можем. Отсюда постоянные дискриминации, ущемление прав верующих, нарушение прав и свобод граждан, неспособность государства остановить подобные процессы, но и наоборот активное его участие в них.
Кризис власти, а здесь как республиканской, так и федеральной, ее неспособность контролировать процессы межнациональной интеграции в регионе стал очевиден после бесланских событий 1 сентября, которые показали недееспособность российской политики на Северном Кавказе, ее коллапс и регрессивные тенденции. Власть не может сегодня ответить на поставленные вопросы по Беслану, но это еще одно, а другое, то, что  она никогда этого и не станет делать. Правду по Беслану осетины, как впрочем и весь остальной мир, во всякой случае до времени, пока у руля государства находится подполковник ФСБ, не узнают. И тем временем растет недовольство, и в этом процессе рождаются все новые и новые логичные вопросы.
Примечательно отметить активацию деятельности различных христианских сект в дни трагедии 1 сентября и после них. Под маркой гуманитарных и благотворительных организаций в регион осуществлялся мощный приток всевозможных ультрарадикальных сект, таких как церковь саентологии, последователей Л.Е. Хаббарда, которая является одной из самых жестоких тоталитарных сект в мире, пропаганда которой ведется открыто, активно и агрессивно; всевозможных экстрасенсов, «воскрешающих» погибших детей за «символическую» цену в 39 тысяч рублей и много других низких поступков, как-то борьба за гуманитарный груз и шумиха вокруг его дележки

0

Администратор прокомментировалУсама бен Ладен агнец Божий, по сравнению с Гитлером, Сталиным, Торквемадой, Изабеллой 29 февраля 2012 в 21:21


Не менее заметна представлена позиция самой русской православной церкви, которая также не преминула включиться в борьбу за получение политических дивидендов с экономическим оттенком – своеобразная попытка убить двух зайцев одним выстрелом, ибо идею о строительстве в традиционно мусульманском селе церкви, да еще и на детской крови иначе и не назовешь.
Такие теракты используются врагами религии с целью внушения самим же мусульманам, что наша религия – это есть терроризм и фанатизм. Именно в сознание мусульман хотят влезть, ибо в самих их сознании уже давно сложился такой стереотип. В то же время скрывают истинную картину произошедшего в школе. Все забыли о том, что мусульманских детей, на мусульманской земле похоронили в христианских гробах по языческим обычаям. Вы спросите: «Разве это сделали насильно?». А разве Ислам поставлен в Осетии в равные условия? Разве это не является насилием над Исламом и мусульманами региона? Но более того, целью пособников произошедшего было похоронить вместе с детьми и Ислам, как в Осетии, так и в целом на Северном Кавказе, ибо здесь лицо мусульман и Ислама хотели выставить в роли детоубийц, в то же время забывая о тех призывах к истреблению иноверцев, которые содержатся в Библии, забывая о тех тиранических деяниях, которые были осуществлены руками христианских «добродетелей» на протяжении 2-х тысячелетий.
Христианская религия организовала 11 крестовых походов, атакуя незащищенные мусульманские горда с криками: «Убивай во имя Господа!»; христианская религия жгла на кострах передовые умы своего времени, охотилась на ведьм, устраивала массовые изгнания евреев, конфискацию их имущества, лишала их жизни; христианская религия ввела рабовладение, практически уничтожив поголовно население Карибского региона. Она же истязала Африку веками. Христиане развязали две мировые войны, унесшие больше 100 000 000 человеческих жизней; христиане придумали и ввели газовые камеры и крематории, христиане перерабатывали людей в сырье, гноили миллионы в концлагерях и это можно перечислять до бесконечности. Если вы скажете: «Это были не православные, это были католики…». А я приведу вам фрагмент жаркого диалога русских вояк из радиоперехвата, сделанного в самом начале первой русско-чеченской войны: «Товарищ генерал, там же в девятиэтажках гражданские!», —«Какие еще ё…ть гражданские?! Долбите на х..н все подряд!», — а это вам уже примеры современного православия. Разве не священники «благословляют» орды человекоубийц идти и истреблять женщин, стариков, детей? Или мусульманская жизнь стоит уровнем ниже христианской? Кто даст ответы за весь этот геноцид? В свое время Папа Римский принес извинения за крестовые походы перед всем миром. Сделает ли сегодня то же самое Алексий II за Чечню? Кто ответит за Ирак, Афганистан, Косово? Кто ответит за Палестину?

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 14 мая 2013 в 17:49

тебе из руссских источников привести?:-D :-D :-D ты думаешь кяфиры это в красках описали ? этот факт имеется в истории,но тщательно замазан всякой туфтой про "завещание ШАмиля",мол отлижите задница русне и не воюйте больше,нужны факты,посмотри книгу яснина расулова рахимуллах1,про северный кавказ,там он указывал источники,все дидо,моя группа не для споров,я тебе в личке объяснял уже.

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 8 марта 2013 в 03:58

короче вот что,закрыли тему и больше не поднимаем,если тебя или еще кого то не истраивают статьи мною приведенные,так я никого сюда силой не привожу и не держу....

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 20 февраля 2013 в 18:33

Где такое ты видел чтоб Кавказецы были слабы духом, и отрекались от своих убеждений ? Это вообще не наше..

тебе сколько лет ахи? ты хочешь сказать что не видел как наши друг друга продают? как мусора издеваются над людьми? не видел как нсли кому кусок власти перепадет в говно превращается? оставь братан,я не младенец чтобы меня баснями кормить,Шамиль был обычным человеком,да четверть века повоевал,но итог его далек от совершенства...

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 9 января 2013 в 08:43

мне наплевать что Шамиль и Байсангур там друг друг другу говорили,я знаю то что ШАмиль сдался в плен тем кто вырезал мусульман от мала до велика,и также знаю что Байсангур с бокм вырвался из окружения и еще почти полтора года воевал в чечне пока его не убили.....не ковыряй в этом деле,это Шамилю не добавляет доблести....я сужу по результату,и пусть мой собственный отец даже будет за него горой стоять это ничего не меняет,Историю не перепишешь,жизнь заново не проживешь,и момент прошедший не вернешь,а Истина у Аллах1а

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 11 ноября 2012 в 08:48


тебе примеры на словах привести или пальцем показать?

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 9 октября 2012 в 16:08

Где такое ты видел чтоб Кавказецы были слабы духом, и отрекались от своих убеждений ? Это вообще не наше..

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 4 сентября 2012 в 00:23

как говорил Саид абу Саад рах1имуЛлах1 : мне ближе русский в Исламе чем чеченец(читай кавказец или любой так называемый "этнический мусульманин"  ) джахиль.

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 31 июля 2012 в 21:24

я сужу с точки зрения Мусульманина,и могу привести доказательства на свои слова из Куръана и Сунны,и ты знаешь прекрасно что это так если разбираешься в Шариате...Шамиль герой национального масштаба,я же не националист,не нацист и никогда им не был,уважение к нему имею но не более,для меня как и для каждого муслима важнее Ислам и его понимание чем любая другая идеология.

Ислам это не часть жизни,но жизнь это часть Ислама!

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 29 июня 2012 в 08:35

я Даргинец,Байсангур был героем,Шамиль тоже,.в своем иштихаде Шамиль в Гунибе ошибся,если ты понимаешь о чем я,непристало амиру сдаваться в плен,ни под каким предлогом,но он так решил,ему отвечать перед Аллах1ом,я сужу по фактам,а суфисты сегодня в своем лицимерии дошли до того что то действие Шамиля преподносят как необходимость подчиняться властям русни....одна ошибка Шамиля  теперь обернулась покрывалом для лицимеров и трусливых шакалов спешаших спрятаться за спинами прислужников тагута. или ты хочешь сказать что были в Истории Ислама еще амиры аль мукъминин что сдавались на милость кяфиров ?я не осуждаю Шамиля но и не приветствую то его решение,Аллах1у Алим как бы сам поступил,но знаю точно что те кто в тот час отказались подчиниться приказу на сдачу гяурам были на Истине ,и среди этих муслимов первым был Байсангур рах1имуЛлах1

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 29 мая 2012 в 22:20

эта группа создана мной для того чтобы пролить свет на то что История Кавказа и мусульман очень богата и красива,как говорил ранее я выбираю статьи для того чтобы это было интересно как можно большему числу посетителей,более детальную инфу стану выкладывать на сайте который сейчас создаю.

0

Администратор прокомментироваля бы хотела узнать про департацию вайнахского народа,если у вас есть,прошу её выложить 15 апреля 2012 в 10:18

есть то все есть,просто надо порыться и достать материал интересный широкому кругу читателей,понятно написанный и одновременно не искажаюший(ну или почти не искажающий(tr) ) реальное положение дел ....

0

Администратор прокомментировал47 Договор общин и жителей союза Томурал ( нахийат Тумурал) (1122/1710 г.). Копия конца 13 февраля 2013 в 08:03

В статье рассматривается историко-правовое содержание распространенного в Дагестане жанра арабоязычных соглашений (араб, иттифак). От XV-XIX вв. сохранилось несколько сотен таких документов, составленных в горских общинах (араб, джамаат) этого небольшого региона на окраинах мусульманского мира. Большинство из них относится к XVIII - первой половине XIX в., но часто это копии более древних документов. Наибольший интерес эти акты представляют для изучения эпохи войн, социальных потрясений и политико-правовых реформ в местном мусульманском обществе, начавшейся в XVI-XVII вв. и завершившейся подчинением Северо-Восточного Кавказа России и созданием так называемого военно-народного управления (1860-1917).

Источниками исследования послужили арабские рукописи из Нагорного Дагестана, сохранившиеся в государственных, мечетных и частных собраниях. Крупнейшая известная коллекция иттифак хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (РФ ИИАЭ) в Махачкале. Она была основательно изучена автором вместе с немецким исламоведом Михаэлем Кемпером во время экспедиции в Махачкалу в сентябре 2001 г. Из частных и мечетных собраний были использованы по преимуществу материалы, скопированные мною (Халилулаев Гусейн -прим.) в 1990-е гг. в аварских и андийских селениях северо-западного Дагестана, главным образом в Цумадинском районе, где сохранилось несколько крупных рукописных коллекций. Кроме того, в работе были проанализированы и относящиеся к жанру иттифак арабские надписи историко-правового содержания из центрального и южного Дагестана.

Единичные дагестанские договоры издавались в русских переводах (реже вместе с арабскими оригиналами) в 1950-1980-е гг. Большую работу по их собиранию и публикации проделали дагестанские историки М.-С.Дж. Саидов и Х.-М.О. Хашаев, а также юрист А.С. Омаров[3]. В 1999 г. один из крупнейших специалистов по арабоязычной дагестанской литературе XVIII-XIX вв.

0

Администратор прокомментировал47 Договор общин и жителей союза Томурал ( нахийат Тумурал) (1122/1710 г.). Копия конца 3 января 2013 в 11:34


Т.М. Айтберов опубликовал в Махачкале арабские тексты и откомментированный русский перевод нескольких десятков соглашений[4] Однако ни в его "Хрестоматии", ни в более ранних публикациях не было дано анализа собственно жанра иттифаки его характерных особенностей, встречающихся на северовосточном Кавказе рубежа средневековья и нового времени. Наши предшественники ограничивались описанием рукописей.

Что же представляли собой такие соглашения? До включения региона в правовое пространство Российской империи это был основной вид нормативных документов мусульманских общин. В них закреплялись законодательные и судебные нормы, сочетавшие в себе элементы местного обычного ( раем, адат) и мусульманского права ( фикх, шариат) в его шафиитской редакции, господствовавшей на Северо-Восточном Кавказе с эпохи средневековья. Поэтому не следует считать эти договоры памятниками адата, повторяя ошибку большинства ученых, писавших об иттифак[5]. Их следует относить скорее к местному общинному праву. Недаром само название жанра происходит от арабского глагола иттафака - "согласились, договорились", с которого обычно начинаются записи законов, принятых на сельских сходах мусульманских общин.

Можно выделить четыре основных уровня, на которых заключались эти соглашения: клан (общедаг. тухум, авар, къибил, анд. гъай, а в араб, переводекабила) или квартал ( махалл, джамаа), общину ( карйа, джамаа), союз общин (авар,бо, анд.яз. игъа, а в араб, переводе джайш, нахийа) и, наконец, сверхсоюз общин или ханство ( вилайа), над которым стоял наследный военный предводитель - хан, бек, нуцал - называемый в текстах соглашений амир или султан. Используя понятие, введенное в 70-е гг. американской исследовательницей С.Ф. Мур и уже укоренившееся в истории права, можно определить все эти уровни как полуавтономные социальные поля ( semi-autonomous social fields), понимая под последними социальные пространства, способные вырабатывать и развивать собственные относительно автономные системы права и норм поведения[6].

Первый вид соглашений встречается редко. Из уже опубликованных договоров к нему относится решение мачадинцев о переходе в 1178/1764-1765 г. тухума Дарчилал под покровительство рода Хунзахцев(кабилат хундерилал) и соглашение общины ( джамаа) хунзахского квартала Самилакх (авар. Сами-лахъ) от 1239/1842 г.[7]

0

Администратор прокомментировал47 Договор общин и жителей союза Томурал ( нахийат Тумурал) (1122/1710 г.). Копия конца 25 декабря 2012 в 15:03


Типичные образцы второго вида иттифак можно видеть в постановлениях с. Усиша, записанных на последнем листе арабского толкового словаря, переписанного в 1077/1666-1667 г., соглашении с. Ассаб ( Ис) от 1154/1741-1742 г., договоре между членами Акушинского джамаата от 1162/1748-1749 г.[8] Третий уровень неплохо характеризуют опубликованные Х.-М.О. Хашаевым соглашения союза келебских селений XVII-XVIII вв., договоры селения Ратлуб с Гидатлем и ахвахцев с ратлубцами от 1070/1659- 1660 г., вошедшие в состав знаменитых Гидатлинских адатов, договор между жителями селений Андих, Могох и Верхний Батлух 1225/1810 г., соглашение жителей Мехтулинского ханства, селений кумыков (гумук) и аварского селения Аракани ( Харакани) от 1235/1819-1820г.[9] Полуавтономное социальное поле союза общин уровня ханства, включавшее в себя более мелкие союзы общин, может быть рассмотрено на примере соглашений союзов Гидатля и Хунзаха в тех же Гидатлинских адатах, договоров XVIII в. между союзами общин (джуй-уш) Тинди и Карата, между союзом Акуша-Даргва и кайтагскими уцмиями, соглашения кородинцев с родней убитого ими бека (амир) Кинхосро Гонодин-ского от 1175/1761-1762 г., договор Али-Султана и Ахмад-хана Мехтулин-ских с жителями с. Охли рубежа XVIII-XIX в.[10]

Чтобы читатель мог представить себе содержание всех уровней итти-фак, в статье приводится перевод на русский язык двенадцати арабских соглашений, обнаруженных автором в копиях XVIII-XX вв. Ныне они хранятся в мечетном архиве с. Хуштада и в РФ ИИАЭ в Махачкале. Сохранено деление на абзацы подлинника. Встречающиеся в этих источниках соционимы и некоторые описательные обороты переведены с учетом местных историко-этнографических реалий. В примечаниях к статье отмечены встречающиеся в соглашениях грамматические ошибки и описки, многие из которых вызваны влиянием на составителей и переписчиков грамматики и синтаксиса аварского и андийских языков. Что касается структуры и формы иттифак, то ее лучше разобрать на материалах уже опубликованных оригиналов соглашений, поскольку при копировании в своды местного права (дафатир адат) и тем более в качестве памятных записей (таварих/тазакир) соглашений некоторые неважные для содержания, но существенные для формуляра вводные и заключительные части актов опускались.

1. Тухумные соглашения:

1.1. "Это разъяснение на будущее ( хаза байан ли-йаум ал-гад) и памятка (тазкира) для того, кто отделится от рода ( къибил)[11]. Тухум (кабила) Еди Саралал[12] единогласно постановил (кад иттахада ва иттафака) быть всем заодно как сыновьям одного отца ( ка-абна раджул вахид) в радостях и в горе ( фи-л-хайр ва-ш-шарр).

0