Разнообразие природныхусловий Азербайджанаспособствовалиобразованию своеобразныхтрадиций

Разнообразие природныхусловий Азербайджанаспособствовалиобразованию своеобразных...
  
Сообщений: 446
Разнообразие природных
условий Азербайджана
способствовали
образованию своеобразных
традиций народа, которые в
ряде случаев сохранилась
до настоящего времени.
Трудолюбие
азербайджанцев в
пространстве времени -
основные слагаемые этого
успеха.
В горах и предгорьях севера
республики, а также в
Талыше и Нагорном
Карабахе издавна
существовало комплексное
хозяйство, сочетавшее
земледелие с садоводством
и животноводством.
Совершенно другое
развитие в засушливых
степи полустепных районах
междуречья Куры и Аракса.
Здесь преобладало
полукочевое отгонное
скотоводство с сезонными
перегонами скота в летнее
время на горные пастбища -
в Ширванские и
Карабахские горы. На этой
полупустынной равнине
издревле обитали кочевые
и полукочевые пастушеские
племена. Земледелие было
возможно только в
условиях искусственного
орошения, которое в
Мильской степи известно
уже с бронзового века.
От античной поры и раннего
средневековья в районах,
прилегающих к Араксу,
сохранились
многочисленные каналы,
руины старинных, некогда
процветавших городов:
Байлакана, Пайтакарана и
др. Эти оазисы в степи,
основанные на поливном
земледелии, представляли
собой особый хозяйственно-
культурный тип. Густая сеть
каналов прорезала
Мильскую и Карабахскую
степь во всех направлениях.
Известный географ
древности Страбон (I в.)
писал в своей многотомной
"Географии", что "вся эта
долина орошается реками и
водою лучше, чем
Вавилония и Египет, так что
постоянно имеет зеленый
цвет и содержит
прекрасные луга.
Виноградные лозы
плодоносят там уже на
второй год после посадки, а
зерновые культуры дают по
два урожая в год даже при
вспашке самым простым
деревянным плугом без
отвала".
Столь же восторженно о
плодородии земли и
щедрости природы
Азербайджана отзывались и
все последующие хронисты
и путешественники.
Албанский летописец
Моисей Каганкатваци (X в.),
перечисляя продукты своей
страны (Кавказской Албании
- современного
Азербайджана), упоминает
хлеб, вино, нефть, соль,
шелк, хлопок, медь, желтый
ладан и другие.
Сообщений: 446
Испанец Клавихо
посетивший Азербайджан в
XV в., отмечал, что здесь
выращивается столько риса,
что им кормят лошадей. Но
главным товаром страны
был шелк-сырец. С целью
приобретения его сюда
съезжались торговцы из
Персии, Турции, Сирии и
многих других стран. В
изобилии выращивали
также хлопок, из которого
выделывали, по словам
турецкого писателя и
путешественника Эвлии
Челяби (середина XVII в.),
"крашеные ситцы,
известные всему миру".
Челяби указывает на
широкое развитие
садоводства, замечая, что в
одном селении (Карабаглар)
ему на десерт подали одних
груш двадцать шесть сортов.
Он же отмечает
исключительную
питательность местных
злаковых растений, в
частности ячменя.
Скотоводство больше всего
было развито в Муганской и
Мильской степях, которые в
средневековье образно
именовались "страной
тысячи дымовых
отверстий" (Миндунлук) по
той причине, что там
обитало множество племен
и народностей.
Из других видов занятий
высокого уровня достигли
различного рода домашние
ремесла и промыслы, и в
первую очередь
ковроткачество,
производство медной
посуды, развитое особенно в
селении Лагич; гончарство,
резьба по дереву, камню.
Большинство из этих
производств сохранилось до
наших дней.
Традиционная архитектура
Азербайджана полна
неповторимого колорита. В
городах своеобразный
облик ей придают
многочисленные памятники
старины, средневековые
крепостные сооружения и
замки, среди которых
выделяются замки
Апшерона в селениях
Мардакянах и Раманах,
укрепления Бакинского
кремля, уникальная
Девичья башня в Баку,
дворец шекинских ханов в
Нухе, многочисленные
старинные восточные бани,
караван-сараи (постоялые
дворы для купеческих
караванов), памятные
мавзолеи. Характерный
восточный облик придавали
городам и жилые дома,
сложенные из камня или
сырого кирпича,
перекрытые плоскими
земляными крышами и
отгороженные от улицы
высокими глухими
глинобитными или
каменными стенами.
Сообщений: 446
Старые селения
Азербайджана были в
большинстве своем
многодворными. В горах они
имели террасообразныий
вид и были застроены, как
правило, весьма плотно
каменными домами с
плоскими крышами. Улицы в
таких селениях порой были
настолько узкими, что на
них с трудом могли
разъехаться два всадника.
Таковы, к примеру, селения
на севере республики -
Цахур, Хыналуг, Будуг и
др., в которых проживают
небольшие народности со
своими языками,
родственными языкам
дагестанских народностей.
Напротив, на равнине и в
предгорьях селения имеют
свободную, разбросанную
планировку и утопают в
зелени садов.
Вместе с тем в ряде селений
сохранилось еще немало
традиционных типов
жилища, что объясняется
хорошей
приспособленностью
народной архитектуры к
природно-климатическим
условиям и особенностям
хозяйства и быта местного
населения. Это относится, в
частности, к северо-
восточным склонам
Главного Кавказского
хребта и прилегающим к
нему предгорьям, где
издавна бытовали
разнообразные формы
многокамерных,
преимущественно
двухэтажных домов,
сложенных из камня или
сырого саманного кирпича, с
плоскими, как это повсюду
было на Востоке, глиняными
кровлями. Первый этаж
этих домов в прошлом (а
иногда и теперь) отводился
под помещения для скота и
различных хозяйственных
нужд, верхний служил
жильем. Жилище
отапливалось камином, а
зимой дополнительно
железной печкой или
традиционным мангалом
(жаровня с горячими
углями), па который
устанавливали па ночь
широкий табурет. Его
накрывали одеялом, под
которое подсовывали ноги,
и таким образом
обогревались. Спали обычно
на полу, а на день постели
убирали в особые ниши и
стенах, которые заменяли
шкафы. В двухэтажных
домах второй этаж иногда
строили с некоторым
отступом от фасада либо
возводили над первым
этажом дополнительный
навес, который
использовали для сушки
фруктов и в различных
домашних работах.
Своеобразный вариант
жилища был распространен
на Апшеронском
полуострове. Жилище здесь
было, как правило,
одноэтажным и состояло из
ряда жилых и
хозяйственных помещений.
Главное отличие
апшеронского дома состояло
в обособленной кухне, в
приподнятом полу которой
рядом с открытым очагом
устраивали углубленный
тондир - печь в форме
усеченного конуса,
обращенного широким
основанием вниз.
Использовали тондир для
выпечки гонко-раскатанного
пресного хлеба - чурека.
Для вытяжки дыма над
кухней возводили две
массивные конусообразные
трубы.
Сообщений: 446
В Других районах
преобладали одно-
двухэтажные дома из одной
или двух комнат вкопанных
в землю. Все оконные и
дверные проемы выходили
на передний фасад, над
которым возводили
широкую галерею. И в
настоящее время иногда
еще строят такие дома,
однако их уже не
углубляют в землю, а
возводят на высоком
подпорном цоколе.
Изменился и интерьер этого
самого распространенного в
прошлом жилища в нем
полнились современная
мебель, нередко
деревянные и паркетные
полы и т. д.
Особый тип жилища
бытовал на юго-западных
склонах Большого Кавказа, в
Нухинском, Варташенском и
Закатальском районах.
Основным строительным
материалом в этой
географической зоне
служил камень или сырой
(без примеси самана -
мелкорубленой соломы)
кирпич, так как местная
почва отличалась большой
вязкостью вследствие
высокого содержания в ней
алебастра и глины. Обилие
осадков и особенности
хозяйства (широкое
развитие шелководства и
садоводства) обусловили
устройство над жилищем
обширного чердака и
высокой скатной крыши, под
которой разводили тутового
шелкопряда и сушили
фрукты.
В районе и прилегающих
Талышских горах наряду с
наземными двухэтажными
домами под скатной кровлей
существовали и деревянные
жилища - турлучные
(плетенные снаружи и
внутри обмазанные глиной)
и срубные дома. В
приморской низменности,
так же как и в некоторых
других жарких районах, при
жилище строили особые
вышки для сна и для
спасения от комаров и гнуса.
Турлучные постройки
простейшей формы были
распространены также в
степных и полустенных
районах междуречья Куры и
Аракса.
Кочевое население в
Мильско-Кара-бахскоб
степи летом жило в
войлочных шатрах
различной формы и
конструкции, а зимой и в
землянках.
Старая одежда
азербайджанцев имеет
много общего с
общекавказским и отчасти с
персидским костюмом.
Верхней одеждой мужчине
служили широкие шаровары
и слегка приталенный
кафтан со складками на
подоле. Поверх его
надевали черкеску, а в
горах, где было холоднее, -
шубу.
Женская одежда отличалась
яркостью расцветок. Поверх
рубахи надевали короткий,
приталенный, со сборчатым
подолом кафтан, а зимой -
дополнительно еще
стеганую безрукавку.
Волосы женщины убирали в
узкий прямой чехол, а на
голову надевали невысокую
шапочку с платком. Выходя
со двора, особенно в городе,
поверх платка накидывали
еще шаль или особую
длинную накидку - чадру.
Обувью у мужчин служили
кожаные постолы, мягкие
сапоги и башмаки с
загнутыми кверху носами.
Женщины носили дома
носки собственной вязки,
иногда с подшитой кожаной
подошвой, а при выходе из
дома надевали туфли без
задников с небольшим
каблуком и острыми,
загнутыми кверху носами
Сообщений: 446
В условиях резкого
социального неравенства в
одежде разных социальных
групп населения
наблюдались большие
отличия. Зажиточные
мужчины носили одежду,
сшитую из дорогих
материалов - тонкого сукна,
шелка; черкеску украшали
нагрудными карманчиками,
в прошлом служившими
патронташами, газырями, и
перепоясывали тонким
кожаным поясом,
отделанным наборными
серебряными украшениями.
Богатые женщины также
шили одежду из дорогих
тканей - шелка, парчи,
бархата; носили широкий
кожаный или бархатный
пояс с т вычурными
серебряными пряжками и в
подвешенными монетами.
Костюм их дополняли
многочисленные ювелирные
украшения - браслеты,
монисто, бубенчики,
перстни. В настоящее время,
как мужчины, так и
женщины носят одежду
общеевропейского типа.,
Отдельные элементы
национального костюма
(папахи у мужчин, а у
женщин - широкие юбки,
шали, платки) можно
встретить только в сельской
местности, главным образом
среди представителей
старших возрастов.
Устойчивее всего
национальные традиции
сохраняются в пище.
Излюбленными хлебными
изделиями до сих пор
остаются чурек и лаваш,
выпекаемые из пресного
пшеничного теста. Для
выпечки хлеба тондир
предварительно
протапливают, а затем,
очистив от остатков углей и
золы, к раскаленным
стенкам прилепляют
изнутри тонкораска-танные
пласты чурека. Лаваш,
имеющий форму толстой
продолговатой лепешки, в
прошлом выпекали на
глиняных или железных
щитах.
Из числа жидких блюд
широко распространены
своеобразные густые острые
супы из баранины с горохом,
картофелем, помидорами и
другими продуктами;
кисломолочный суп со
свежей зеленью, суп-лапша.
В качестве вторых блюд
готовят род голубцов,
завернутых в свежие или
соленые виноградные
листья; продолговатые
котлеты, изготовленные из
рубленого бараньего фарша
и обжаренные на вертеле;
мучное блюдо наподобие
пельменей с различного
рода начинкой и рисовый
плов с мясом, рыбой,
овощами или фруктами.
Сохраняются также
характерные для кухни
сладкие блюда - пироги с
ореховой начинкой и
сахаром, печенье, варенья
из различных фруктов и
густые сиропы и т. п.
Излюбленный
национальный напиток
азербайджанцем и других
народов, прожинающих в
республике, - чай, который
пьют в любое время дня и
даже перед едой.
Сообщений: 446
Семейный быт
азербайджанцев отличался
большим числом
патриархальных отношений.
Мужчина - глава семьи -
был полновластным
распорядителем движимого
и недвижимого имущества,
исключая приданое жены.
Дети воспитывались в
строгом повиновении отцу и
старшим мужчинам. Жена
находилась в
беспрекословном
подчинении у мужа, а также
свекрови и других старших
женщин в доме мужа.
Браки заключались и между
близкими родственниками -
двоюродными и
троюродными братьями и
сестрами, но браки между
молочными братом и
сестрой запрещались. В
случае преждевременной
смерти одного из супругов
новый брак старались
заключить с
представителем той же
семьи, откуда был умерший,
чтобы не нести
дополнительных расходов
на свадьбу.
В браки вступали в
довольно раннем возрасте.
Юношей женили в 18-23
года, девушек выдавали
замуж порой в 13-14 лет.
Случалось, обручали и
раньше, когда дети
находились еще в
колыбели, а иногда
договаривались о
заключении брака и не
родившихся еще детей.
Браку предшествовали
предварительный сговор и
обручение. Свадебный цикл
завершался торжественным
застольем. Обручение
сопровождалось уплатой
калыма (выкупа за невесту)
и другими подарками. С
этого времени и вплоть до
свадьбы жених не должен
был видеть свою невесту.
Свадебная церемония
происходила в доме жениха
и длилась трое суток.
Молодые, однако,
встречались на ней только к
вечеру третьего дня, когда
невесту торжественно
привозили в дом жениха, а
сам жених пробирался
домой тайком лишь
глубокой ночью.
Сообщений: 446
В настоящее время обряды
почитаются. Из праздников,
которые празднуются
азербайджанцами, широко
отмечаются курбан-байрам
(праздник
жертвоприношения),
оруджлук (праздник после
поста). Наиболее широко
отмечается новруз-байрам.
Этот древний народный
праздник Нового года и
весны. Его отмечают 21
марта - в день весеннего
равноденствия. Готовятся к
нему с конца зимы:
ремонтируют квартиры,
шьют новую одежду, но
главное выращивают на
тарелках пшеницу,
проваривая затем её особым
способом. Вечером в день
праздника накрывают стол с
богатыми яствами, чтобы
год был богатый и
плодородный. Во дворах
разжигают маленькие
костры, через которые
прыгают под надзором
старших ребятишки.
Богатство и разнообразие
сырьевых ресурсов издавна
способствовали развитию в
Азербайджане различных
ремесел и художественных
промыслов. Ремесла
народных мастеров
гончарное, шорное,
кузнечное, оружейное,
кустарная выделка бязи,
шелка, сукна, активно
развиваются в настоящее
время. Работы
азербайджанцев поражают
своим великолепием
приезжающих туристов.
Выделка ковров, набивных
шелковых тканей,
ювелирных изделий,
инкрустация и резьба по
дереву, камню, металлу
также развиваться в
настоящее время.
Изготовление ковров в
республике является одним
из традиционных ремесел.
Наиболее широко оно было
развито в Кубе, Ширвани,
Гяндже, Казахе, Карабахе и
в пригородных селениях
Баку, в местах, где издавна
разводили овец, шерсть
которых шла на
изготовление ковров.
Поскольку раньше каноны
ислама не позволяли
реалистически изображать
людей и животных, в
орнаменте ковров
преобладали
геометрические мотивы и
стилизованное изображение
растений, животных и птиц.
Сообщений: 446
Широко была
распространена в
Азербайджане резьба по
камню и дереву, украшавшая
детали жилых домов. Для
окон, например, делали
специальные изящные
решетки - шебеке. Их
вырезали из одной доски
или собирали без помощи
гвоздей и клея из заранее
подготовленных тонких
деревянных пластинок. В
резьбе по камню, так же как
и в других видах
прикладного искусства,
преобладал геометрический
орнамент и стилизованное
изображение растений.
Интерьеры богатых жилых
домов тоже украшала
резьба, но по алебастру.
Резьба и роспись широко
используются и в
современной архитектуре.
Из художественных
промыслов, связанных с
обработкой металлов, не
утратило своего значения
ювелирное дело. Ажурно-
филигранные и эмалевые
изделия азербайджанских
мастеров, особенно женские
украшения, пользуются
большой популярностью в
мире.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.